КОНСУЛЬТАЦИЯ


КОНСУЛЬТАЦИЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ. Содержание: Исторические данные ..............659 Структура К...................660 Методика работы ............■ . . 662 Консультация педагогическая..........664 Воздушно-солнечная площадка К........667 Консультация для детей от 1 года до 4 лет . . . 668 Помощь на дому.............■ . . . 670 Консультация для женщин............672 Юридическая К. для женщин..........676 Консультация гигиеническая..........678 Консультация по половой гигиене........681 Консультация (от лат. consultum— совет) по охране материнства и младенчества — сложное лечебно-про-филактич. и культурно-бытовое учреждение. К. охватывает своим влиянием жизнь женщины в связи с материнством от периода полового созревания до климактерия и дополняется консультацией по вопросам полового быта, консультация также организует правильный уход и воспитание ребенка в семье. Современная единая консультация образовалась путем соединения и дальнейшего развития двух возникших самостоятельных учреждений: консультации для грудных детей и консультации для беременных. Исторические данные. Родоначальником К. для грудных детей считается Бю-ден (Budin), основавший в 1892 г. К. при акушерской клинике Charite в Париже. Именно благодаря примеру и деятельности Бюдена К. получили широкое распространение.во Франции и в других странах Зап. Европы. Обычным добавлением к К. в Зап. Европе служили и служат до сих пор «Капли молока» (Gouttes de lait), к-рые снабжают детей доброкачественным стерилизованным молоком или смесями, соответствующими возрасту ребенка, не входя в основания назначения того или иного вида питания, к-рое назначается К. или частнопрактикующим врачом. Первые К. были основаны в Бельгии (1897), затем в Италии (1900), в Германии (1905), в Англии (1906), в Киеве (Склов-ским; 1906). Последовательно были открыты К. в 1907 году в Москве (Сперанским), в 1908 г. в Одессе (Гершензоном), в 1911 г. в Петербурге. К 1917 г. число К. в дореволюционной России не превышало 20. Широкое строительство К. в городах началось лишь после Октябрьской революции.—Первая К. для беременных была основана также в Париже в 1890 г. Пинаром (Pinard). В старой России первая К. для беременных была организована в 1910 г. в Риге (Кейльманом), следующая—в 1917 г. в Петрограде (3. Мич-ник). В наст, время как за границей, так и в СССР многие К. не имеют еще в своем составе К. для беременных. Первая попытка организации К. на селе была сделана в России в 1913 г. в Саратовской губ. В 1915 г. Всероссийское попечительство об охране мат. и млад, открыло несколько примитивных сельских К., которыми руководили сестры. В 1917 г. таких К. было 7. Началом действительного строительства консультаций на селе следует считать 1924—25 гг. Развитие сети К. в РСФСР по годам следующее: Консультации 1918 1923 751 498 520 Гор. К. для детей Гор. К. для берем. Сельские К. . . . 39 j 137 — 28 165 95 262 169 117 390 199 122 447 293 272 649 416 369 По СССР на 1/1 1929 года имелось К. для детей 1.399, для беременных—-683 и сельских—905. Структура К. Развитая К. в наст, время является комплексом след. единиц: 1) К. для грудных детей, 2) К. для женщин, 3) К. для детей от 1 до 3 лет, 4) юридическая К. (соц.-правовой кабинет), 5) педагогическая К., 6) патронажный аппарат, 7) молочная кухня, 8) оздоровительная площадка, 9) леч. помощь на дому. Такого рода К., проводящая широкую, разностороннюю диспансерную работу, переросла свое первоначальное название, сохраняющееся лишь по традиции в силу его популярности. В наст, время такая К. в сущности является диспансером (см.) по охране материнства и младенчества. Большинство К. в СССР пока имеют более простое устройство и состоят из детской К. (обслуживающей детей до двух лет), К. для беременных (К. для женщин), патронаяшо-го аппарата и молочной кухни. Сельские К. обычно еще более примитивной структуры и состоят из детской К. (обслуживающей детей до 3 лет), К. для беременных и патронажа. При этом врач детской К. ведет и К. для беременных. С развитием коллективизации сельского хозяйства К. организуются в первую очередь в центре района сплошной коллективизации, в районе действия меж-селенных тракторных станций и тракторных колонн. В городах, где несколько К., каждая обслуживает свой строго ограниченный район. Районная К. становится центром «Объединения охраны мат. и млад.», куда входят все учреждения района. При организации здравоохранения по типу единого диспансера и образовании леч.-профилактических объединений туда входят как комплексные системы и объединения охраны мат. и млад. При постройке единого диспансера как нового учреждения типа поликлиники консультации входят в его состав, обособляясь от общей массы обслуживаемых диспансеров отдельным ходом и особой ожидальней.—В своей работе консультация опирается на организованные пролетарские массы своего района, объединяя представителей общественных организаций района—фабзавко-мов предприятий, делегаток, страхкассы, РОКК'а—в комиссии оздоровления труда и быта (КОТИБ), ныне действующие при консультациях. Помещение К., если исходить из минимальных требований, должно состоять из следующих (не считая молочной кухни) комнат: 1) комната («фильтр»), где дети предварительно осматриваются сестрой для выявления возможных остроинфекционных за- болеваний; 2) изолятор (отдельным ходом сообщающийся с «фильтром» и имеющий самостоятельный выход) с несколькими стеклянными боксами (см.) для выделения подозрительных по инфекции б-ных; 3) ожидальня, куда здоровые дети направляются сестрой из «фильтра»; 4) регистрационная, она же — для взвешивания и измерения детей, со спец. детскими весами и ростомером; 5) и 6) врачебн. кабинеты для приема детей и женщин (рис. 1 и 2). —ШтатК. (минимальный): врач-педиатр, врач-акушер, три сестры, акушерка и технический работник. На селе обычно—врач-педиатр, одна сестра и технический работник. Врач К. для грудных детей с современной точки зрения должен быть клинически образованным педиатром с основательной подготовкой в области грудного возраста и соц. гигиены (для сельской К. также и акушерства), с широкой профилактической установкой и общественными устремлениями. Патронажная сестра К. должна получить основательную медицинскую, общественную и педагогическую подготовку в соответствующих техникумах или проф. школах и обладать личн. качествами, обеспечивающими умелый подход к матери и ко всей семье ребенка.—Н о р м о й для приема детей считается 30 детей в день на одного врача. При таких условиях при непрерывной неделе и одном приеме в день К. может обслужить до 1.200 детей в год, т. е. около 30.000 населения. К. для грудных детей. Первоначальными, остающимися и в настоящее время основными соц.-гигиен, задачами К. были 1)  пропаганда грудного кормления и борьба с ранним нерациональным прикормом; 2)  обучение матерей правильному кормлению и рациональному уходу за детьми; 3) систематическое наблюдение за развитием здорового грудного ребенка в семье с целью предупреждения возможных его заболеваний. В задачи К. входит также назначение и выдача молочных смесей или доброкачественного молока для детей с недостаточным грудным кормлением. К этому в дальнейшем присоединился ряд новых задач: оспопрививание, оздоровление среды (семьи), в к-рой живет ребенок, борьба (предупреждение и лечение) с соц. б-нями—рахитом, tbc, сифилисом, лечение расстройств питания и пищеварения, заболеваний дыхательного тракта, а также других б-ней кроме остроинфекционных, систематическое наблюдение за детьми, отданными в патронат, социально-правовая помощь матери и ребенку. 31етодика работы. Основной метод работы К.—сан. воспитание матерей, приносящих своих младенцев в К. систематически, не реже 1 раза в 15—20 дней в течение всего первого года жизни. Для привлечения.матерей с грудными детьми с первых недель жизни, устанавливается связь К. с родильным домом (получение непосредственно или по почте адресов выписывающихся родильниц), а также с загсом.—Принесенного в К. ребенка сестра после предварительного осмотра регистрирует, взвешивает, измеряет и направляет к врачу. Врач, подробно расспросив мать, тщательно исследует ребенка и, записав все данные исследования в специальный индивидуальный лист развития, дает матери советы по вопросу о кормлении и уходе за ребенком. Патронаж углубляет воспитательное влияние К. Врач, прежде чем дать матери указания, должен всегда принимать во внимание данные патронажного обследования о домашних условиях жизни ребенка. Врачебный прием может проводиться тремя методами: либо врач осматривает ребенка и дает матери указания в присутствии всех пришедших матерей (общий прием) или немногочисленной группы их (групповой прием) либо же принимает каждую мать отдельно (индивидуальный прием). Все три метода имеют своих сторонников и свои преимущества.—В вышеописанных пределах, принимая только здоровых детей, вначале работала т. н. «чистая», «бюденовская» К. В надт. время в согласии с постановлениями III и IV Всесоюзных съездов Охматмлада (1925 и 1929 гг.) большинство К., попрежне-му ставя во главу угла профилактическое обслуживание здорового грудного ребенка, стремится оказать своим питомцам и всестороннюю леч. помощь. Однако и леч. работа ведется в К. преимущественно на про-

Рисунок 1.                                                                                 Рисунок 2.

Рисунок 1. План детской консультации с молочной кухней и консультацией для женщин: 1— вход; 2—предварительный осмотр; 3— раздевальня; 4—регистратура и взвешивание; 5—ожидальня для женщин; 6—ожидальня для матерей; 7—кабинет врача для детей; 8— кабинет; 9— вход в изолятор; Л?—изолятор; 11—уборные; 12— умывальни; 13—стерилизациопная; 14—разливочная; 15—мойка; 16— выдача молока; 17— ожидальня; 18—вход в молочную кухню; 19— выход. Рисунок 2. План сельской консультации 1—вход: 2—раздевальня; 3— предварительный осмотр; 4— изолятор; 5—ожидальня; в—медицинский кабинет; 7—детский и женский кабинет; 8—уборная; 9— комната технич.; 10— молочная; 11—моечная; 12—терраса; 13—выход из изолятора. 664: филактических основах. К., отодвигая на задний план лекарственную терапию, стремится к охране б-ного ребенка—к помощи гигиено-диетической, социальной. К. стала на путь лечения прежде всего расстройств питания и пищеварения. Здесь имеет большое значение работа молочной кухни (см.).Не меньшую роль играет К. в борьбе с рахитом—в профилактике и лечении его. Той же цели служат специальные лечебно-профилактические установки при К.: кварцевая лампа и оздоровительные площадки. К., являющаяся одним из аванпостов в деле борьбы с tbc детского возраста, стремится и к возможно раннему обнаружению tbc грудных детей посредством тщательного собирания анамнеза, клин, исследования и применения иммунобиол. реакций (Пирке, Манту). Выявленные в К. туб. семьи берутся на особый учет и направляются в тубдиспансер. В дальнейшем ребенок находится под одновременным наблюдением обоих учреждений, связь между к-рыми поддерживается при помощи специальных обменных индивидуальных листов.—В К. устанавливается и диагноз врожденного сифилиса путем клинических, серологических исследований и тщательного собирания анамнеза. Желательно проводить лечение ребенка в К. же с помощью консультанта-венеролога, согла-суя свои мероприятия с вен. диспансером.— К. проводит борьбу с грипом и грипозными пневмониями у грудных детей разъяснением сущности этой контактной инфекции, широкой пропагандой длительного пребывания ребенка на воздухе и тщательного проветривания помещения здорового или б-ного ребенка. К. должна приноравливать свою работу к сезонным заболеваниям (летним детским поносам, рахиту, тетании, грипу и пневмониям), заранее подготовляясь к ним, беря на особый учет всех социально и биологически наиболее угрожаемых детей и проводя про-филактическо-лечебную борьбу с этими болезнями всеми доступными ей диспансерными методами.—К. широко пользуется также методом сан. просвещения путем общих бесед с матерями, лекций, с помощью волшебного фонаря, кинофильм, а также библиотеки (книги читаются в ожидальне и даются для прочтения матерям на дом) и выставки при К. (в ожидальне или в отдельной комнате). Свою сан.-просвет, работу К. по возможности выносит за стены учреждения, принимая в лице своих представителей (врачей и сестер) участие в общей сан.-просвет, работе по району—в клубах, жил. т-вах и на производствах. Сельская консультационная работа имеет свои методологические особенности и проводится в различных формах. 1. Основной является постоянная самостоятельная К. с отдельным штатом и в отдельном помещении при районном мед. участке. 2. К. проводит также обслуживание 2—3 близлежащих к месту ее расположения селений путем систематических выездов врача и сестры. 3. На периферии района на расстоянии 5—8 км от сельской К. в больших селах организуются т. н. «первичные консультационные пункты». Здесь поселяется патронажная сестра или акушерка. Один раз в неделю врач районной К., приезжая, проводит консультационный прием детей и беременных, в остальное время сестра (акушерка) , имея на учете всех малых детей и беременных, ежедневно проводит просветительный патронаж. Наиболее желательно совмещение функций первичного консультационного и акушерского пунктов. 4. Передвижная К., работающая 3—4 месяца в определенном селе с агитационной целью— пробудить интерес и потребность в организации постоянной К. 5. Передвижная (вагон) К. обслуживает периодически население жел.-дор. станций и близлежащих сел. 6. С целью сделать консультационную работу в деревне более массовой она проводится также соответственно подготовленными участковыми врачами в отдельные т. н. «консультационные дни или часы». Здесь обязательно участие патронажа, возлагаемого на участковую акушерку или штатную патронажную сестру. Учет работы К. Статистика результатов деятельности К. еще весьма мало разработана. Несомненным является значительное влияние К. на уменьшение смертности грудных детей (Паевский, Антонов, Стуке). Однако работа К. только лишь тогда может быть в этом отношении эффективной, если К. охватывает значительное большинство грудных детей и беременных данного города или района, если большинство детей попадает под наблюдение К. с первых недель жизни, а женщин—с первых месяцев беременности, если наблюдение К. достаточно продолжительно и посещения детей и женщин систематичны. Учет эффективности работы К. предполагает предварительное изучение санитарных, демографических и производственных особенностей и показателей обслуживаемого района. Сведения эти К. собирает совместно с районной сан. организацией и местным статотделом.—Статистика консультационного охватав РСФСР в 1928 г. такова: в городах дети до одного года охвачены К. на 70%; 36,9% всех детей были своевременно (в возрасте до 1 мес.) взяты под наблюдение К.; на одного ребенка в год приходится в среднем'6—7 посещений. В сельских местностях охвачено К. только 6,2% детей до одного года, и на одного ребенка приходится в среднем в год 3,8 посещений. Громадный консультационный материал города и села дает широкие возможности вести научно-исследовательскую работу, например по вопросу физиол. развития и роста детей в различных областях Союза, лактационной способности матерей, заболеваемости и смертности детей и зависимости ее от различных соц.-экономических и биол. условий и пр. Все это однако предполагает правильный научно поставленный статистический учет деятельности К.—желательно через посредство специального научно-статистического кабинета при ней. г. Стуке. Консультация педагогическая ставит своей задачей пропаганду в массе населения идей рационального воспитания ребенка в семье. В ней даются указания о том, что нужно делать, чтобы воспитать ребенка не только физически здоровым, но и гармонично развитым. Путем этих К. достигается оздоровление быта семьи в соответствии с принципами советской педагогики.—И с т о -рия педагогических К. и замена их педологическими. В заграничной литературе не встречается указаний на существование таких К. В СССР в области охраны материнства и младенчества эти К. возникли недавно и также сравнительно еще мало распространены из-за отсутствия гл. обр. квалифицированных работников. В 1924/25 гг. организована 1-я педагогическая К. в Харьковском институте охматмлада. В 1926 г. организована 1-я педологическая К. (прием) при детской К. Гос. научного ин-та охматмлада в Москве. В наст, время (1930) имеются сведения об организованных уже и об организующихся педологических К. на местах (Урал, Саратов, Тверь и т. д.).—Задачи, поставленные педагогич. К., наши знания о ребенке и данные опыта приводят к необходимости замены педагогич. К. педологическими путем изменения метода работы по существу. Педагогич. К. является лишь дополнением медицинской. Педагог в ней дает советы по воспитанию ребенка, а врач-педиатр— о вскармливании, лечении. В педо-логич. К., напротив, производится сложный анализ всего материала о ребенке одним лицом; в ней имеет место взгляд на ребенка как на стройно развивающийся цельный организм, части к-рого неотделимы друг от друга, взаимно обусловливают и дополняют одна другую. Из этого ясно, что метод работы в педагогич. К. иной, чем в педологической, и что первая может быть принята лишь как один из переходных этапов ко второй. Организационные формы педо-логизации детских К. Педологич. К. не должны существовать как самостоятельные учреждения. Их надо организовывать в тех учреждениях, которые уже ведут работу с семьей (ясли, детские К. и т. п.). Наибольшего внимания заслуживает организация их в К. как учреждениях, охватывающих широкие слои населения. Конечной целью введения педологич. работы в К. является педологизация всей работы К. Ныне существующий вид работы детской К. (чисто медицинский) неизбежно должен отжить и замениться новым — в сторону педологич. сущности работы.—О сновные элементы работы. 1. Врач-педиатр с педологич. подготовкой ведет весь прием в детской К. и дает матери указания и о вскармливании ребенка и о его воспитании. 2. Сестра детской К. с педагогич. подготовкой, обследовавшая жизнь ребенка на дому и давшая сведения об этом врачу, ведет общий патронаж «по воспитанию», физиологическому и педагогическому. Т. о. вся жизнь ребенка будет охвачена единым рациональным воздействием.—Из-за отсутствия квалифицированного персонала нельзя приступить прямо к такой форме ведения К. Ниже даются этапы развития педологизации детской К. Гос. научн. ин-та охматмлада в Москве. 1-й этап: врач-педолог вел прием детей от 0 до 4 лет в специально выделенные дни в присутствии врача К. и сестер. Работникам К. указывалась литература для проработки. Велись собеседования с работниками К. на специальные темы по педологии и педагогике ранне- го детства. 2-й этап: врач-педолог вел прием при участии врача К. и сестер в специально выделенные дни. Сестры начали проводить соц.-бытовое обследование. Вводится патронаж. 3-й этап: врач-педиатр К. стал вести самостоятельно прием некоторых детей (от 0 до 5 мес.) при участии педолога и сестер К. 4-й этап: врач-педиатр стал вести самостоятельно прием некоторого количества детей с первого дня жизни. Сестры приступили к проведению самостоятельного патронажа. Педолог ведет прием детей, особо трудных в поведении.—Для правильной постановки дела на местах следует иметь врача-педолога или педагога с педологич. подготовкой. Если нет возможности иметь такое лицо, необходимо самому врачу детской К. заняться повышением своей квалификации и квалификации работающего с ним персонала по пе-долого-педагогич. вопросам, пользуясь проработкой литературы и своим опытом. Этапы, указанные выше, могут быть проделаны и на местах. В содержание педолог, работы в детской К. в х о д я т 1) беседы с матерями и персоналом К. по педолого-педагог. вопросам; 2) обследование жизни ребенка на дому (соц.-бытовое обследование); 3) проведение педолог, приема: а) просмотр материалов сестры обследования на дому, б) опрос матери врачом (или педологом), в) обследование ребенка (соматометрическое, соматоско-пическое, тестовое), г) в отсутствии матери— анализ случая и разработка рекомендуемых приемов воспитания, д) дача указаний матери и назначение на повторный прием; 4) патронаж «по воспитанию».— Организация обстановки. Необходимое оборудование для педолог, приема: 1) антропометрический инструментарий (весы, ростомер, сантиметр, большой и малый толстотный циркуль, малый скользящий); 2) бланки и пособия для тестового исследования по Требью-Дурново (для детей от 0 до 2 лет); 3) серия лото, ящик Россолимо, набор картинок для исследования старших детей (2— 4 лет)—по Дьяковой; 4) манеж для исследования двигательных умений младших детей; 5) библиотека для персонала и матерей; 6) выставка рекомендуемых для детей одежды, мебели, посуды, игрушек (набор для разных возрастов) и дидактического материала, организация детского уголка (устройство двух уголков — применительно к разным условиям материальной обеспеченности семьи). Работа с матерями занимает важное место. Задача К.—перевоспитать мать, повысить ее культурность. Достигается это путём бесед с матерями и работы с каждой матерью отдельно (консультация, патронаж). При проведении бесед с матерями надо иметь в виду следующее: беседы должны быть простыми и краткими (не более 1/2 часа); хороша форма бесед в виде вопросов и ответов; следует проводить собеседования в ожидальне во время приема детей.—Практика показала, что при всяких условиях жизни ребенка в семье можно наладить его воспитание. Но не для всякой семьи можно применить одинаковый метод работы. Для успеха дела важным моментом является выявление типа матери. Можно всех матерей разделить на несколько типов: 1) матери, педагогически грамотные, культурные; 2) активные и сознательные; 3) физически здоровые, психически уравновешенные; 4) педагогически неграмотные и чрезмерно уверенные в себе; 5) пассивные и нерешительные; 6) душевнобольные и невротики. Из всех матерей нужно воспитать людей, умеющих наблюдать ребенка, следить и оценивать как состояние ребенка, так и свое поведение. Нужно стремиться по возможности избегать готовых рецептов. Это легко достижимо с матерями 1-й, 2-й и 3-й категорий. На первом же приеме можно договориться с ними о проведении тех или иных мероприятий по всем разделам жизни ребенка. В последующие приемы можно углублять и расширять работу с ними. Повторный прием можно назначать им один раз в месяц. Матери категорий 4-й, 5-й и 6-й трудны для перевоспитания. С ними надо соблюдать осторожность и постепенность в работе. На первом приеме приходится с ними договариваться только о нек-рых моментах жизни ребенка, не охватывая все поведение его в целом, и давать им задания для проработки на дому. Иногда им приходится давать готовые рецепты и настаивать на их выполнении. Повторный прием им надо назначать два-три раза, а иногда и четыре раза в мес-—■ При работе с матерями обращается внимание на след. моменты в отношении воспитания ребенка: 1) согласованность, в работе всех членов семьи, общность подходов, мер воздействия; 2) организация уголка для ребенка; 3) установление режима дня; 4) правильная организация обстановки для развития двигательных умений, особенно для детей до 1 года; 5) правильная организация питания, сна, прогулок, игры, организован-. ных занятий; 6) правильная работа по привитию ребенку гигиенических, трудовых, коллективных навыков; 7) работа по развитию речи.                                          Н. Дьякова. Воздушно-солнечйая площадка К. преследует двоякую цель: лечебно-профилактическую и санитарно-просветительную. Лечебно-профилактические задачи: борьба с рахитом и tbc раннего детского возраста, укрепление детского организма после перенесенных тяжелых заболеваний. Сан .-просвет, задачи: пропаганда широкого использования воздуха и солнца в деле воспитания ребенка. В то время как площадки для детей дошкольного и школьного возрастов существуют уже давно как в СССР, так и за границей, площадок для детей младенческого возраста до 1925 г. не было нигде. Первые площадки для детей младенческого возраста были организованы в Москве летом 1925 г. (одна при Haj учном ин-те охматмлада, другая при 21-й консультации Мосздравотдела). — Существует два типа площадок: или матери остаются на площадке вместе с детьми или дети остаются на площадках без матерей на попечении персонала. Все московские площадки принадлежат к последнему типу. Площадки работают или круглый год или только в летние месяцы.—Необходимым условием для открытия площадки является наличие достаточной зеленой площади; последняя должна заключать как затененную де- ревьями часть сада, так и открытую для солнца площадку. Каждая площадка должна иметь крытую, застекленную с боков и открытую спереди террасу. Площадки, работающие круглый год, должны иметь в своем распоряжении теплое помещение, состоящее из приемной, горшечной и столовой. Оборудование 'площадки—-по типу ясельного, но несколько примитивнее. Особое внимание должно быть обращено на теплую одежду на площадках, работающих зимой. Дети должны иметь теплые пальто, рейтузы, варежки, валенки и теплые мешки для спанья, персонал—теплую прозодежду.—■ Питание доставляется из молочной кухни К. или, что гораздо целесообразнее и выгоднее, из близлежащих яслей. На питание в среднем отпускается 25—30 коп. в день. ТТТ т а -ты площадки на 30—35 детей: х/гврача, две сестры, технич. работник; в помощь персоналу на площадке работают одна-две дежурных матери. Стоимость оборудования постоянной площадки на 30 детей (в среднем)—2.000 руб., летней—1.000 руб. В эту сумму не входит постройка террасы. Стоимость содержания койки в месяц—20 руб. для постоянной площадки и от 11 до 13 руб. для летней. — Площадки работают летом 8 часов, зимой—6. Летом дети проводят весь день на воздухе или (в случае дождя) на террасе. По предписанию врача и под его наблюдением они принимают воздушные, солнечные и соленые ванны, души и пр. Зимой дети находятся на воздухе 4 часа, с перерывом для еды, когда их вносят в теплое помещение. Т. о. непрерывно они находятся на воздухе не больше 2—2х/г часов; при этом младшие дети все время пребывания на воздухе лежат в теплых конвертах и обычно спят. Старшие дети проводят одну прогулку на ногах, второй же раз, как и младшие, спят в конвертах. Опыт показывает, что площадки могут функционировать при—20—22°. Возраст детей, принимаемых на площадки,—от 6 мес. до 4 лет. Длительность пребывания на площадке установлена в 3 месяца, но может быть продлена. Отбор детей на площадки производится отборочной комиссией при КОТИВ 'е,в состав к-рой входят врач К. и представители общественных организаций. Дети направляются в комиссию врачами К. или заведующей охр. мат. и млад, (города, округа, района). Медленнее других поправляются дети с туберкулезной интоксикацией. Для них трехмесячный срок оказывается часто недостаточным.                                        Е. Ваеич. Консультация для детей от 1 года до 4 лет. До последнего времени К. вели работу среди группы детей грудного возраста и максимум до'2 лет. Значительный успех борьбы с детской смертностью на первом году при помощи К. для детей до 1 года, неудовлетворительное состояние здоровья детей, поступающих в детские сады и в школы, сделали необходимым расширить возрастную группу детей в К. Особенно резко выяснились эти два обстоятельства в Германии во время и после мировой войны: смертность детей до 1 года продолжала стоять на благоприятном уровне (грудное вскармливание, особенное внимание к детям в этом возрасте), тогда как состояние здоровья детей после 1  года и до 6-летнего возраста становилось все хуже и смертность в этом возрасте стала увеличиваться. Вследствие этих причин в Германии для возраста от 1 года до 6 лет (эти дети называются Kleinkinder) уже до войны и в особенности позднее были созданы профилактические учреждения, и наряду с Sauglingsfiirsorge (попечение о грудных детях) появилось попечение о детях до 6 лет (Kleinkinderfiirsorge). В Англии вопрос о профилактической работе с детьми от 2 до 5 лет до 1927 г. продвинулся еще очень мало. В 1924 г. были предприняты шаги к «экспериментальному» исследованию этого возраста, т. е. к систематическому наблюдению определенных групп детей от 2  до 5 лет с целью получения данных для продвижения этой проблемы. В СССР этот вопрос назрел за последи, годы после успешного развития К. для детей до 1—2 лет. В 1929 г. на IV Всесоюзном съезде по охране материнства и младенчества было принято постановление о необходимости охватить работой К. детей до 4 лет. Профилактическая работа с детьми после года может быть разделена на несколько частей: профилактика расстройств питания и пищеварения продолжает стоять на первом плане у детей от 1 года до 2 лет, затем идет профилактика и лечение рахита, профилактика tbc, глистных заболеваний, профилактика острых инфекционных заболеваний, псих, заброшенности и невропатий. В виду того что количество детей от 1 г. до 4 л. превышает число детей до 1 г., полный охват их требует дополнительных помещений и кадров, хотя дети после 1 г. должны посещать К. реже: здоровый ребенок от! г. до 4 л. посещает К. 1 раз в 3 месяца, чаще—только по назначению врача.—Возраст от 1 г. до 4 л. может быть разделен на 2 периода: дети от 1 г. до 2 л. идут в общий прием с детьми до года. Дети от 2 л. до 4 л. должны быть выделены в особый прием. В Германии в части учреждений матери принимаются одновременно с детьми от рождения до 6 лет. Этот способ неудобен: излишний шум, занесение инфекции, рассеивание внимания матери и врача. Методы К. для детей до 4 лет те же, что для К. до 1 г.: сан. просвещение в стенах К., сан.-просвет. патронаж в семье, сан.-просвет, работа в коллективах (фабрика, цех, жакт), улучшение быта ребенка, соц.-правовая помощь, применение организованных профилактических и леч. мероприятий: оздоровительная площадка, облучение, нормальное и диетическое питание, предохранительная вакцинация против острых инфекций, наблюдение за хрон. инфекциями и направление в специальные учреждения: туб. и вен. диспансеры, ин-ты физ. методов-лечения, учреждения для дефективных детей и т. д. В виду выявления в возрасте после 1 г. и особенно после 2 лет ненормальностей в псих. развитии у очень многих детей К. должна обратить особое внимание на вопросы правильного воспитания ребенка и правильной организации среды и находиться в тесной связи с педагогич. К. При оборудовании К. следует предусмотреть устройство кухни для выдачи на дом питания, показательного уголка с мебелью, одеждой и игрушками для детей до 4 лет. Выставка К. должна быть дополнена материалом по развитию и уходу в этом возрасте. Новой отраслью такой К. является устройство зубоврачебного приема. Школа матерей и занятия с подростками должны быть расширены в сторону преподавания о детях до 4 лет и проведения практических занятий по уходу И ВОСПИТанИЮ В ЭТОМ ВОЗраСТе. Н. Альтгаузен. Помощь на дому. Определение и назначение. Под помощью на дому нужно понимать новую отрасль работы К.-—оказание детям К. в случаях заболевания врачебной помощи на дому силами самой К. Целью ее является более полный охват, полная диспансеризация детей раннего детства. Взяв на себя помощь на дому, К. осуществляет принцип преемственности и непрерывности врачебного наблюдения; этим К. приобретает возможность осуществить диспансерное обслуживание а) путем непосредственной связи врачей квартирной помощи с К. и ее отделами — патронажем, молочной кухней, социально-правовым кабинетом; б) путем связи через К. с диагностическими, лечебными, профилактическими, санитарными и общественными организациями города. Квалифицированное обслуживание специалистом К. способствует раннему и более точному распознанию болезней, что приобретает особенно большое значение для борьбы с распространением острозаразных болезней и для своевременной профилактической и леч. иммунизации; проникновение клиницистов-профилактиков в семью облегчает сан.-просвет, задачу по проведению в толщу населения здравых понятий по вопросам ухода за больными, по санитарии и гигиене быта; это имеет особенно важное значение для профилактики соц. заболеваний детского возраста: tbc, сифилиса, рахита, летних поносов; новая постановка дела дает возможность глубже изучить быт б-ного и собрать ценный научный и статистический материал. Исторические данные. Помощь на дому через К. согласно приведенным принципам впервые организована по инициативе Мичник в виде опыта при 15-м Пункте охраны материнства и младенчества на Васильевском острове в Ленинграде в апреле 1927 г. С 1/1 1928 г. функция по оказанию леч. помощи детскому населению г. Ленинграда до трехлетнего возраста была изъята из ведения органов внебольничной помощи и передана учреждениям Охматмлада (пунктам). С 1/V 1928 г. обслуживание (в обязательном порядке) ограничивается возрастом до 1 года; дети старше 1 г. пользуются помощью лишь факультативно (обязательная помощь оказывается через органы вне-больничной помощи). Вопрос был поставлен в числе программных на IV Всесоюзном съезде по охране материнства и младенчества в Москве в июне 1929 года и с этого года вводится в практику работы К. Структура. Помощь на дому осуществляется посредством штата врачей-педиатров специального назначения. Вызовы принимаются в установленные (утренние) «72 часы (лично и по телефону) выделенной (впредь до введения специальной единицы) из штата К. сестрой после предварительного опроса. Опрос заключается в выяснении адреса, фамилии и имени, возраста, № книжки К. (индивидуальной карты) и характера заболевания. Число принятых вызовов согласовано с числом положенных посещений (на 1 единицу утверждено 8 посещений в день). Не могущие получить помощи в день вызова вследствие превышения нормы либо приглашаются на прием в К., либо записываются в число кандидатов последующего дня, либо направляются в неотложную помощь (после 7 часов вечера). В первую очередь подлежат удовлетворению (в день вызова) подозрительные или больные острозаразными б-нями,по требованию врача К. из числа посетивших прием, тяжело б-ные, не попавшие по тем или иным причинам в б-цы. Заявки принимаются от членов семьи, врачей К., патронажных сестер, врачей неотложной помощи, врачей квартирной помощи (на повторные посещения). Врачи квартирной помощи обязаны до отправления к больному ознакомиться с историей развития (по индивидуальной карте К.) и патронажным листом. Данные наблюдения вносятся в специальные бланки. Врачи консультируют по мере надобности с врачами К. и пользуются правом приглашения к больному консультантов по узким специальностям. В обязанности врача входит как лечение больного, так и принятие мер леч. и соц. профилактики путем связи с соответственными учреждениями: санит. бюро, дезинфекц. бригадой, больницей, лабораторией, аптекой; врач ведет сан.-просвет, работу, производит врачебно-технические процедуры (впрыскивания, обертывания и т. п.). В распоряжении врача имеется нужный инвентарь (сумка); врач пользуется всеми отделами К. (молочной кухней, социально-правовым) . В помощь врачу выделяется сестра (из штата патронажных сестер впредь до введения специального штата); сестра обучает мать уходу за больным, гигиене и санитарии домашнего быта больного, производит по назначению врачей врачебно-технические процедуры, обслуживает прочие нужды больного. Условия и пределы применения. Условия рациональной постановки дела: 1) наличие квалифицированного персонала (врачей и сестер); 2) достаточные штаты (по К. с посещаемостью в 3.000 посещений в месяц требуется штат не менее 3 врачей и 2 сестер); 3) нагрузка на врача не должна превышать 6 посещений в день. На ближайшее время следует ограничиться обслуживанием в обязательном порядке лишь группы населения первого возраста (до 1 года); обслуживание помощью на дому детей до 4 лет целесообразно вводить лишь после диспансеризации, т. е. после организации К. для малых детей. Организация помощи на дому отнюдь не исключает необходимости рационализации и расширения стационарного лечения отдельных групп (острозаразных и т. п.). Последнее служит одним из важных условий рациональной постановки дела помощи на дому. При соблюдении всех ука- занных требований помощь на дому заполнит брешь в цепи медико-социальной помощи ребенку, существующую между консультативным (амбулаторным) и больничным обслуживанием. —'Оценка. Квалифицированное диспансерное обслуживание на дому тем более ценно, что оно дает возможность сохранить для -маленьких детей индивидуальный (материнский) уход и естественное вскармливание—основные требования гигиены младенца. Для осуществления квалифицированного индивидуального ухода в тяжелых случаях и для замещения матери-работницы чрезвычайно целесообразно было бы введение института «заместительниц матерей;» (сестер и нянь). При указанной постановке помощь на дому имеет большое значение и ценность также с точки зрения экономической, заменяя с успехом дорого стоящее стационарное лечение. Помощь на дому, требующая расходов лишь на содержание штата врачей и сестер, на канцелярские надобности и медицинский материал, безусловно дешевле стационарной и вместе с тем для нек-рых случаев не только не уступает, но даже имеет преимущества перед стационарной.                                    з. Мичник. Консультация для женщин ставит задачей охрану здоровья женщины, начиная с периода ее полового созревания и кончая климактерическим периодом, а также антенатальную охрану младенца, т. е. половое просвещение девушки и замужней женщины, наблюдение за беременной и родильницей, борьбу с абортом, наблюдение за женщинами в климактерическом периоде. К. для женщин развились из К. для беременных, к-рые ставили перед собой задачу наблюдения за беременной женщиной, отбор и лечение патологии беременности. Они находились при родильных домах и обслуживались его же персоналом. III Всесоюзный съезд по охране материнства и младенчества (1925) положил начало организации К. для женщин как самостоятельного учреждения с более широкими задачами. Первая такая К. для женщин была открыта при Гос. научн. ин-те охматмлада в Москве в 1925 г. Количество К. в РСФСР в 1925 г. было равно 169, в 1926 г.—199, в 1927 г.—293, в 1928 г.—416, в 1929 г.—498. По СССР на 1/1 1929 г. числилось 683 К. для женщин.—Помещение. К. чаще всего организуется совместно с К. для грудных детей и состоит из 1) прихожей с раздевальней и утепленной уборной; 2) ожидальни с выставкой по охр. мат. и млад., где производится сан.-просвет, работа с матерями; 3) 1—2 кабинетов врачей; 4) кабинета для приема женщин по противозачаточным средствам, причем обстановка кабинета такова: умывальник, гинекологическое кресло, жесткая низкая кушетка, письменный стол, 3—4 стула, 2 столика (для сулемы, инструментов, щеток), шкаф для • инструментов,шкаф для медикаментов,весы, ростомер.—В инструментарий входит все необходимое для исследования бере- ~ менных, родильниц, гинекологических больных: простой и акушерский стетоскоп, плессиметр, молоточек, аппарат для измерения кровяного давления, тазомер, циркуль Breib sky, измерительная сантиметровая лента, «73 2 корнцанга, зажимы Кохера, 2 пинцета (1 анатомический, 1 хирургический), ножницы, катетер мягкий, термометр, Рекор-довский шприц в 1 cmz, ногтечистка, резиновые перчатки, стерилизатор, коробка Шиммельбуша, перевязочный материал, медикаменты. Лабораторное оборудование для исследования мочи (на сахар, белок), флоры влагалища. Белье из расчета 1 простыня на 5—10 женщин и 1 подстилка на каждую принимаемую женщину; наволочки, полотенца, халаты, косынки.—Ш т ат ы К.: врач, заведующий К., 1 акушерка, 1 патронажная сестра. На одного врача за 4 часа работы должно приходиться 25 женщин. Основной метод работы К. заключается в периодическом наблюдении за женщиной и даче ей индивидуальных советов. Конечная цель работы К.—понизить' материнскую заболеваемость и смертность. Леч. ■функции К. ограничены, и лечение гинекологических б-ных, беременных и родильниц ■с заболеваниями внутренних органов, лечение сифилиса и tbc беременных не входит в задачу К. По отношению к отдельным группам женщин методы и задачи К. слагаются след. образом. 1. Наблюдение за периодом полового созревания девушки. Работа К. ведется в трех направлениях: пропаганда среди родителей основ по половой гигиене подростка и ознакомление их с встречающимися фнкц. и органическими недостаточностями полового аппарата девушки; проведение в школах 1-й и 2-й ступени курса по охране материнства ■и младенчества, к-рый является методом полового просвещения подростка; привлечение девушек в К. для мед. наблюдения. Цель, к-рую ставит в этой области К.,—борьба за здоровую смену и разумную будущую мать. 2. Наблюдение за беременными женщинами. Главный контингент женщин, обращающихся в К., составляют «беременные. Каждая беременная всесторонне обследуется в К. и посещает ее 4—5 раз -за всю беременность. При каждом посещении у беременной исследуется моча, измеряется •кровяное давление, производится ее взвешивание. При подозрении на сифилис производится RW, при подозрении на гонорею— исследование флоры влагалища. Детальное •акушерское исследование, исследования внутренних органов, наконец лабораторные исследования дают возможность рано диаг-носцировать развивающиеся пат. процессы и принять ряд профилактических мер (помещение беременной в палату для беременных, раннее лечение сифилиса и т. д.). Каждая «беременная получает медицинские указания и гиг. советы. При обследовании беременных женщин К. ставит целый ряд задач, в юсновном направленных на антенатальную охрану младенца и на борьбу с послеродовой смертностью и заболеваемостью беременных. а) Отбор социально-угрожаемых случаев беременности име-•ет своей целью оказание помощи первобере-менным, желающим произвести аборт, бес-лризорным матерям, группам работниц, занятых тяжелым физ. или вредным трудом, л т. д. Все эти беременные направляются т КОТИБ, где им оказывается та или иная соц. помощь, содействие в переводе на более легкие работы, в освобождении от вредных производств и т. п. б) Отбор и наблюдение за патологией беременности. Детальное исследование беременных дает возможность диагносцировать патоло-т гию беременности, направить такие случаи для лечения в соответствующие мед. учреждения (амбулатории, б-цы, диспансеры, родильные дома), благодаря чему падает процент материнской заболеваемости и смертности и число мертворождений. в) Борьба с сифилисом у беременных. Всем беременным, подозрительным на сифилис, производится RW; они осматриваются венерологом, с ним же совместно наблюдаются в послеродовом периоде. Лечение беременных сифилитичек проводится в вен. диспансере или в К. врачом-венерологом. Все беременные, подозрительные на заболевание, патронируются, благодаря чему удается обнаружить сифилис в семье беременной.г) Борьба с tbc беременных, Детальное обследование беременной дает возможность выявить ряд туб. б-ных. Беременные, подозрительные на tbc, показываются врачу туб. диспансера, где и проводится их лечение. О каждом случае tbc беременных К. извещает родильный дом и К. для грудных детей для принятия там профилактических мер по отношению к ребенку (вакцинация по Кальмету, изоляция матери» патронаж грудного ребенка), д) Охрана труда беременной. В целях ранней диагностики и профилактики развивакн щихся пат. процессов, связанных с профессией, К. изучает характер труда беременной, регулирует его и разрабатывает показания к переводу беременных на более легкие работы и к освобождению их от ночного труда; наконец К. выдает декретные отпуска по беременности, а также отпуска, вызванные временной потерей трудоспособности. е)  Борьба с абортом. В связи с ростом абортов и их вредностью К. проводит массовую работу по борьбе с абортом, а также выясняет в каждом отдельном случае беременности показания и противопоказания к нему. Женщин, нуждающихся в аборте по медицинским или социальн. показаниям, направляет в абортные комиссии КОТИБ'а. ж)  Во всех звеньях работы К. имеются элементы антенатальной охраны младенчества (см.): в патронаже беременных, в ранней диагностике и лечении патологии беременности, в охране труда беременной женщины,. в соц. страховании беременных и т. д. Все эти мероприятия понижают число мертворожд. и «неполноценных» детей. 3. Наблюдение К. за родильницами начинается с трех недель после родов и имеет своей задачей раннее распознавание заболеваний половой сферы и принятие мед. мероприятий. Легкие случаи заболевания родильниц (напр. subinvolutio uteri) могут проводиться врачом К. Тяжелые случаи заболевания направляются для лечения в соответствующие учреждения (амбулатория, б-ца). 4. Наблюдение за женщинами в климактерическом периоде имеет своей задачей раннюю диагностику рака и борьбу с рядом соматических расстройств в этом периоде, связанных с явлениями выпадения функции яичников. К. использует в этом отношении метод привлечения женщин к врачу путем сан .-просвет, работы, а также периодическое обследование целых групп женского населения. В задачу К. для женщин входит ведение т. н. половой К. (см. ниже), а также К. по регулированию деторождения, или К. по противозачаточным средствам. Основной задачей К. по регулированию деторождения является борьба с искусственным абортом путем совета по контрацептивам. К. ведет широкую разъяснительную работу о вреде аборта, указывая на возможность предупредить наступление беременности. Самая работа по предупреждению беременности выделяется из общего приема и ведется в дни, специально предназначенные для этой цели. Метод работы в этой области состоит в тщательном, индивидуальном обучении женщины назначенному контрацептиву и тщательн. подбору средств в зависимости от анат. особенностей половой сферы.— К. для женщин организационно связана с рядом мед. и общественных учреждений: 1) с родильным домом, куда К. направляет как патологические, так и физиолог, случаи беременности. Эта связь осуществляется как путем карточной системы, так и через врача К., к-рый работает в родильном доме; 2) с вен. и туб. диспансерами, куда К. направляет все случаи, подозрительные на сифилис и tbc; 3) с амбулаториями и б-цамй (зубоврачебные, по внутренним, женским, хир. б-ням), куда К. направляет всех б-ных женщин для лечения и наблюдения; 4) с К. для грудных детей для совместного проведения патронажной, сан.-просвет, работы, для совместного наблюдения за туберкулезными и больными сифилисом женщинами; 5) с юридической К., с комиссиями по улучшению труда и быта женщин при советах, с загсами для оказания женщинам соответствующей юридической и материальной помощи; 6) со школами 1-й и 2-й ступени для проведения там полового просвещения подростков; 7) с абортными комиссиями, куда К. направляет беременных для получения разрешения на аборт.—К. как профилактическое учреждение проводит сан.-просвет. работу среди женщин. В самой К. проводится школа матер и— периодич. беседы с беременными и с женщинами, пришедшими за противозачаточными средствами. В К. устраиваются выставки, библиотечки, «уголки матери и ребенка». Наряду с этим К. ведет широкую сан.-просвет. работу в совхозах, рабочих казармах своего района, устраивая там лекции, беседы, уголки беременной женщины и т. д. Консультация наблюдает беременную и в ее домашней обстановке, стремясь улучшить условия ее быта. Поэтому при К. существует патронаж беременных и родильниц. Он носит культурно-просветительный характер; его задачи: привлечь женщин в К., научить их уходу за ребенком, внедрить в быт гигиену беременной и родильницы. В современных условиях работы К. в городах в задачу патронажа не входит обслуживание на дому пат. беременности, а также больных родильниц. Развитие такой работы возможно лишь при малом количестве родильных коек и гл. обр.в сельских местностях.Патронаж беременных и родильниц объединен с патронажем детской К. и проводится одной и той же сестрой охраны материнства и младенчества. Т. о. получается непрерывность в наблюдении -за одной и той же женщиной и ее ребенком в ее домашней обстановке-одним и тем же мед. персоналом. К. для женщин при мед. участке соединяется с К. для грудных детей и ведется одним и тем же врачом. Основные моменты работы сельских К. в области охраны материнства остаются те же, что и в городе, разница лишь в объеме работы. К. на селе организационно тесно связана с акушерскими пунктами, работой к-рых она руководит. Здесь основной ее задачей является организация разъездной системы родовспоможения, отбор акушерской патологии, борьба с повитушеством, а также организация родильной помощи в сел.-хоз. коллективах (коммунах, колхозах) и совхозах. В связи с этим большое значение приобретает патронаж в сельских местностях. Культурно-просветительный патронаж в деревне ставит себе задачей выяснение и учет беременных и родильниц, привлечение крестьянок в К., выявление пат. случаев беременности, их направление в К., борьбу с предрассудками, приготовление для проведения родов на дому, мед. наблюдение за родильницей и внедрение в ее быт основных навыков гигиены послеродового периода. Научная деятельность К. Вопросы гигиены, физиологии и патологии беременности, вопросы соц. гинекологии, контрацепции, вопросы сексуальные, изучение методов работы К., вопросы проф. заболеваний и бытовых вредностей, антенатальная. охрана младенца, изучение соц. б-ней—все это может быть изучено на материале К. Метод научной работы К.—гл. обр. статистический и потому доступный широким врачебным массам.                                    А. Лурье. Юридические К. для женщин. Всемерное раскрепощение женщины, правовое уравнение в семейных и брачн. отношениях, максимальное внимание, уделяемое законодательством охране материнства, неизвестная ни одной буржуазной стране бережность, с которой советский закон относится к интересам ребенка,—все это повело к созданию обширного законодательства по вопросам семейного, детского права, по вопросам охраны женского труда, соц. страхования и пр. Ознакомление же с этими законами, помощь в своевременном использовании их, розыск отцов, бросивших жену, ребенка, установление отцовства, взыскание алиментов, оказание трудовой и соц. помощи, пропаганда прав матери и ребенка составляют задачу юридических К. Охматмлада (Циркуляр НКЗдр. от 3/III 1925 г. № 3 о задачах открываемых юридич. К.—Бюллетень НКЗдр. 1925, № 5, стр. 6; Циркуляр НКЗдр,, НКЮ и НКПроса от 14/VI 1925 г.—Бюллетень НКЗдрава 1925, № 12). В Москве возникновение указанных консультаций относится к концу 1923 г., когда возникли первые детские юридич. К., имеющие те же задачи оказа- «77 ния юридической помощи малолетним, несовершеннолетним и лицам, имеющим о них попечение (Циркуляр НКПроса РСФСР от апреля 1921 г. № 1072). К январю 1923 г. относится открытие первой детской юридич. консультации при Моск. отд. наробраза.—• Количество юридич. К. при учреждениях Охматмлада по официальным данным отдела Охматмлада в РСФСР доходит до 140. Юридические К. открываются по схеме при детских К., при К. для женщин. Методы работы юридической К. Охматмлада существенно отличаются от методов работы других юридических К., открываемых президиумом коллегии защитников и профсоюзами. Последние в большинстве своем ограничиваются разъяснениями законов, составлением необходимых бумаг, исковых заявлений, жалоб, справок, предоставлением защиты в судебных инстанциях. Методы же, применяемые юридич. К. Охматмлада, находятся в тесной зависимости от контингента лиц, обращающихся за юридической помощью, от рода дел, с которыми эти лица обращаются, от характера требуемой матерью и ребенком помощи. В юридическую К. Охматмлада обращаются женщины-матери и жены, беременные, одинокие, брошенные, обманутые. Дела в подавляющем большинстве — о взыскании алиментов, установлении отцовства, меньше—жилищные дела, трудовые, имущественные (раздел имущества между супругами).—Юридическая помощь, которую оказывают эти юридические К. своим клиентам, является более активной и носит соц.-правовой характер.— Методы, применяемые юридической К., в основном сводятся к следующему. 1. Прием в общих юридическ. К. ведется сменяющимися дежурными юристами (членами коллегии защитников или юрисконсультами проф. организаций); в большинстве же юридич. К. Охматмлада имеются постоянные работники (юристы), знающие матерей своей К. и все их разнообразные нужды.—2. Опрос матерей обычно применяется более детальный, не ограничивается только теми вопросами, с к-рыми обратилась мать (напр. мать обращается за помощью в приискании работы, а ей помимо этого помогают установить отцовство, взыскать алименты и т. д.).— 3.  Обследование на дому посетителей К. (иногда ответчика) применяется в тех случаях, когда необходимо выяснить условия жизни матери, ее ребенка в целях улучшения жилищных условий, оказания материальной помощи, предоставления работы, проверки отношений матери (или отца) к своему ребенку, разрешения спора о детях, выяснения условий жизни и воспитания ребенка и т. п. Иногда обследование преследует цель оказания помощи матери на месте: переговоры с домоуправлением, улажение жилищного или семейного конфликта. Обследования производятся патронажной сестрой К. или делегаткой, членом секции совета.— 4.  Вызовы заинтересованных лиц в юридическую К. преследуют те же цели получения дополнит, всесторонних сведений, вы-слушания другой стороны, выяснения неточностей дела, разъяснения ответчику соответствующих норм, правил, обязанностей, примирения сторон, мирного улажения конфликтов и пр.. Вызовы, практикуемые К. охраны материнства, предотвращают часто возбуждение дела в суде.—5. В целях оказания содействия матери в скорейшем получении справки, документа, взыскания алиментов юридические К. посылают от своего имени запросы в различные учреждения; чаще всего запросы посылаются по вопросу о розыске скрывающихся отцов как до получения исполнительного листа на взыскание алиментов, так и при наличии исполнит. листа в случаях неплатежа алиментов. Запросы посылаются к суд. исполнителям по вопросу регулирования взыскания алиментов и на место службы—для выяснения и проверки размеров заработка и т. п.—6. В огромном числе случаев юридич,. К. через советы соц. помощи оказывают матери (одинокой, беспризорной, нуждающейся) соц. помощь: устройство на работу, взятие на учет биржей труда, материальную поддержку (отправка на родину и т. п.), устройство матери или ее ребенка в соответствующее учрежде-нйе Охматмлада или НКПроса. Над одинокой беспризорной матерью и ее ребенком нек-рые юридические К. устанавливают постоянный присмотр, б. или м. длительное наблюдение в целях предупреждения подкидывания ребенка; беспризорная мать берется на учет К. иногда еще до рождения ребенка.—Последние два момента в работе юридич. К.—-соц. помощь и длительное наблюдение, учет беспризорных матерей—составляют содержание «социального патронажа», применяемого нек-рыми юридическими К. Усиление соц. помощи, введение соц. патронажа, усиление активности, инициативной роли юридич. К. в деле борьбы с материнской и детской беспризорностью повели к реорганизации юридических К. в социально-правовые кабинеты при К. В наст, время соц.-правовые кабинеты имеются в Ленинграде и в Москве при ин-тах Охматмлада, в Рязани, Нижнем-Новгороде и нескольких других городах. —Юридические К. в своей повседневной работе применяют особые регистрационные карточки (опросные листы), куда вносятся все данные об опрашиваемой матери и о движении ее дела; особые «вызывные» карточки для приглашения .нужного лица в К.; специально разработанные «акты» обследования по делу.             с. Копелянская. Консультация гигиеническая понимается и как вид врачебно-профилактической работы и как специальный тип учреждений, возникающих в последнее время. 1. К. как вид вр ачебн о-пр офи л актич ее к. работы развивалась по двум основным руслам: а) по линии работы лечебных и лечебно-профилактических учреждений и б) по линии массовой сан.-просвет, работы по преимуществу в клубах и в меньшей степени на производстве.—а) В леч. учреждениях гиг. К. как составная часть общей врачебной работы раньше всего нашла себе место и прочнее всего укоренилась в учреждениях профилактического характера, в первую очередь в диспансере как в СССР, так и за границей (см. Диспансер). Затем по мере введения профилактических начал в леч. дело и внедрения элементов диспансер- ного метода работы в той или иной степени и в работу чисто лечебн. учреждений (амбулатория, поликлиника), гиг. К. находит себе место и в них. Содержанием гиг. К. обычно являются указания б-ному образа жизни, режима и пр. В определенной степени подобные указания являются обязательной составной частью всякого врачебного приема и, говоря о гиг. К. как особом виде работы, имеют в виду специальное ударение на таких указаниях, уделение им особого внимания. Так, были предложены и начали осуществляться выдачи каждому посетителю врачебного кабинета письменных гиг. советов, частично напечатанных в готовом виде, а частично заполняемых врачом в зависимости от состояния здоровья данного б-ного и его бытовых условий («профилактические рецепты»). К выдаче письменных гиг. указаний примыкает выдача б-ным популярной литературы для прочтения с последующим возвратом. Чубо-вым и Ланда опубликованы результаты разработки карт-отзывов, заполненных б-ными по выданным им книжкам. В ряде больших поликлиник Украины выдача б-ным в заключение врачебного приема литературы в зависимости от их заболевания практикуется в качестве постоянного метода работы. В других местах литература выдается в регистратуре после врачебного приема по указанию врача (рецепту). В известной степени к гиг. К. помимо врачей привлекается и подготовленный средний мед. персонал, преимущественно для выдачи справок о порядке получения дальнейшего лечения, о наиболее целесообразном режиме, поведении в отношений-окружающих и пр. Гиг. К. находит место и в стационарах (б-цах, санаториях), но здесь она в связи с значительно более продолжительным периодом общения врача с б-ным и большей свободой в выборе времени принимает характер более углубленных бесед, иногда даже лекций, и теряет специфические черты К. Близкий к гиг. К. в амбулатории характер имеют заключительные указания курирующего врача при выписке б-ного из стационара—о дальнейшем поведении, режиме и пр. В нек-рых местах практикуется выдача выписывающимся б-ным письменных указаний гиг. характера, аналогично «профилактическим рецептам» в амбулатории. б) По линии массовой сан.-просвет. работы гиг. К. нашла себе место гл. обр. в клубе (см.). В результате врачебных лекций или вечеров вопросов и ответов на темы охраны здоровья нередко возникают у слушателей вопросы, требующие последующей беседы со спрашивающим для уточнения, а также вопросы интимного характера, требующие беседы с глазу-на-глаз; наличие таких вопросов привело к возникновению индивидуальной К. как заключительной части каждого публичного выступления врача в клубе. При дальнейшем развитии данной работы потребовались уже специальное помещение и специально отведенные часы. Другой, более частый источник возникновения гиг. К.—справочные бюро или общие К., вошедшие в обиход значительного числа клубов. Обычно в справочных 0юро клубов принимают и дают справки и советы в определен- ные часы юрист и работник профсоюза—по соответствующим вопросам; иногда к ним присоединяют специального консультанта по вопросам политобразования, а также по вопросам, специально интересующим женщин (вопросы семейного права, алименты, курсы женского труда и пр.), консультанта по воспитанию детей (т. н. педагогическая пропаганда) и др. Совершенно естественным явилось присоединение к такой разносторонней К. или справочн. бюро и гиг. К., что и нашло себе место в некоторых клубах. Иногда практикуется тематическая группировка гиг. К., т. е. объявляется, что в такой-то день врач будет давать советы по вопросам вскармливания детей или по вопросам жилищной гигиены, по вопросам физкультуры, по женской.гигиене и пр. Такая организация дает возможность привлечения врачей-специалистов и тем самым повышает квалификацию и авторитетность гиг. К. Помимо устной имеет место (но значительно реже) и заочная К. на письменные запросы—через специальную доску. Учет консультационно-справочной работы ведется обычно по специальной карточке. В нек-рых случаях гиг. К. имеет место не в клубе, а на предприятии, преимущественно в красных уголках во время обеденных перерывов. Имея преимущества перед работой в клубе в отношении большего приближения к рабочей массе, гиг. К. на предприятии не представляет никаких существенных отличий от К. в клубе. 2. Гиг. К. как специальный тин учреждения создана впервые в Одессе в 1928 г. в результате естественного развития гиг. консультаций описанных выше примитивных типов. Основное отличие гиг. К. данного развитого типа от К. при клубе—-дача советов квалифицированными специалистами по кабинетам, а не врачом-универсалистом. В этом отношении гиг. К. как специальное учреждение относится к К. при клубе так же, как специализированная поликлиника к первичной амбулатории и пункту первой помощи. Вслед за Одессой последовало открытие еще нескольких К. (также на Украине—Днепропетровск, Харьков и др.). Одесская К. была открыта в составе следующих кабинетов: профилактики внутренних болезней (диагностика), профилактики tbc, гигиены воспитания, гигиены труда, гигиены быта; в дальнейшем присоединились кабинеты половой гигиены, профилактики женских б-ней, гигиены физкультуры. Таков же в общем состав кабинетов в других К. Наибольший прием, по первому опыту, выпадает на долю кабинетов психогигиены, гигиены воспитания детей и гигиены труда. Среди посетителей К. мужчины значительно преобладают над женщинами (в то время как в обычных поликлиниках существует обратное отношение). Подобно описанным выше К. при леч. заведениях специальные гиг. К. практикуют выдачу книг соответствующего содержания посетителям для чтения на дом, а также выдачу советов и указаний в письменном виде. Направление посетителей происходит .как самотеком, так и по путевкам врачей из леч. учреждений, клубов, предприятий, школ и др. Опыт Одессы пока остается еще спорным и не получил широкого распростра- 681                                                                     КОНСУЛЬТАЦИЯ                                                                     983 нения, хотя и представляет значительный методический интерес как новая форма углубленной индивидуальной санит .-просвет. работы.                                           П. Заблудовский. Консультация по половой гигиеяе (К. евгеническая)—учреждение, ставящее себе задачей оздоровление сексуального быта населения. С самого своего возникновения развитие К. на Западе (Ehe-Sexualberatungsstelle) шло по двум основным руслам: 1) вопросы регулирования деторождения, пропаганда противозачаточных средств; 2) предбрачный совет вступающим в брак. Первый, тип организуется радикальными деятелями и обществ. организациями, как напр. Союзом защиты материнства и сексуальной реформы в Германии, и преследует цели помощи не только в вопросах размножения с биологической, но и с социально-психологической точки зрения, равно как в вопросах душевных конфликтов. В наст, время К. этого союза существуют во многих городах Германии (Гамбург, Франкфурт, Берлин,. Бре-славль и др.) часто наряду с гос. и коммунальными К.—-Второй тип К.—узко евгенический (см. Евгеника), ставящий себе задачей препятствие бракам лиц с тяжелой пат. отягощенностью, грозящей потомству. Впервые этот тип К. в целях определения здоровья лиц, вступающих в брак, возник в Америке в 1895 г. В 1911 г, аналогичные учреждения, становящиеся в центре борьбы за обязательный обмен мед. свидетельствами перед вступлением в брак, организуются в Германии. После войны идеи такого рода К. легко воспринимаются нек-рыми гос. организациями, ставящими задачу селективной гигиены. Начинают насаждаться подобные К. в нем. странах, в особенности Германии. Так, Прусское министерство здравоохранения издает в 1926 г. циркуляр об организации брачных К. во всех крупных округах под руководством врачей, знакомых гл. обр. с вопросами евгеники и наследственности. Одновременно с тем нек-рые муниципалитеты (Берлин) и больничные кассы (Дрезден) берут на себя содержание таких К. Жизнь расширяет рамки работы К. несмотря на противодействие гос. реакционных кругов, т. ч. часть их занимается разрешением вопросов половой жизни в широком смысле слова, как-то: 1) гигиены перловой жизни, 2) вопросов вступления в брак, 3) регулирования деторождения, 4) полового воспитания детей. В СССР К. по половой гигиене возникла впервые в 1925 г. в Москве (К. по оздоровлению быта). Вскоре вопросы гигиены женщины выделяются в круг компетенции К. по гигиене женщины, организуемых при учреждениях Охматмлада. При ряде вен. учреждений организуются К., имеющие в значительной степени дело -с сексуальной патологией. Наконец при отдельных ин-тах и домах сан. просвещения организуются К. по оздоровлению полового быта. Такие К. концентрируют вокруг себя различных специалистов: врачей социал-гигиенистов, невропатологов, венерологов, педологов, педагогов и юристов. Становясь своеобразными диспансерами, эти К. применяют в своей работе след. методы: а) амбулаторный прием, совет на приеме или после соответствующего заключения специалиста; направление в нужных случаях в соответствующее учреждение для лечения (невро-психиатрические, вен. диспансеры), регулярное наблюдение за обращающимися (для производства обследований на дому при К. имеется сестринский аппарат); б) переписку с обращающимися и выступления в печати; в) групповую К.—беседу по заранее полученным конкретным запросам; г) массовую работу, вечера вопросов и ответов. Объектами обслужива-, ния К. являются в первую очередь организованные коллективы (рабочие клубы, общежития)—путем организации выездных К. на местах и ведения массовой работы, и органы загса—путем пропаганды мед. освидетельствования перед вступлением в брак и оказания соц.-правовой помощи слабейшей стороне при регистрации развода и рождений в случаях неустановленного отцовства.—К. по выбору профессии—см. Профессиональный отбор.                       Л. Гурвич» Лит.: Консультация для женщин и детей. — Альтгаузен Н., Впечатления от первых шагов противотуберкулезных учреждений Охраны материнства и младенчества, Ж. по изуч. ран. детск. возр., том VII, № 2, 1928; Альтгаузен Н. и Me. лентьева С, Очерки развития и организации современной консультации для детей раннего возраста, М., 1927 (лит.); Антонов А., Охрана материнства и младенчества, Л., 1929 (лит.); Бравая Р., Охрана материнства и младенчества на Западе и в СССР, М., 1929; Г е н с А., Современное состояние охраны материнства и младенчества в РСФСР, Вестнцк совр. мед., 1929, № 6; Д у л и ц к и й С, Очередные задачи детских консультаций, Ж. по изуч. ран. дет. возр., т. IX, № 3—4, 1929; Дурново А. иДья-кова Н., Педологическая работа в консультации. для детей раннего возраста,М., 1928; ДьяковаН., Организация педологической работы на летней площадке для детей раннего возраста, М., 1929; 3 а б л у-довский П., Санитарное просвещение в лечебном деле на транспорте, Бюлл.НКЗдр., 1927,№ 13;К о п е-дянекая е., Детская юридическая консультация в г. Москве, Еженедельник сов. юстиции, 1927, № 44; К р и с т И., Консульт. работа по охране мат. и младенчества на селе, М., 1929; Кричевская Е., Советы матерям по воспитанию детей, М., 1927,■ Ленский Е., Консультация для детей грудного возраста, Казань, 1926; Мелентьева Е., Первые шаги консультации для детей от 2 до 4 лет при Госуд. научн, ин-те охраны мат. и млад., Ж. по изуч. ран. детск. возр., т. VIII, № 3, 1928; Мелентьева Е. и Грязнова Е., Летняя площадка для грудных детей при консультации Государственного научн. ин-та охр. мат. и млад., ibid., т. III, № 6, 1925; Методика и практика консультационной работы, Сб. под ред. А. Колтыпина, М., 1928; М и ч н и к 3., Квартирная помощь больным детям грудного возраста, Ж. по изуч.ран.детск.возр.,т.VIII,№4, 1928; она же, Летние детские поносы и социальные меры борьбы с ними, M., 1928; она ж е, Об охране малых детей, Ж.по изуч.ран.детск.возр.,т. IX, № 5, 1929; Охрана материнства и младенчества, Сб. под ред. О. Ногиной и С. Дулицкого, М., 1929; Полонская В. и Кречмер Б., Опыт солнечно-воздушной площадки для детей грудного возраста, Ж. по изуч. ран. детск. возр., т, VII, № 5, 1928; Рахманов А., Консультация для женщин (Труды III Всесоюзн. съезда по охр. мат. и млад., М., 1926); Сборник действующих узаконений и распоряжений Правительства Союза. ССР и Правительства РСФСР по борьбе с детской беспризорностью и ее предупреждению, в. 2, М., 1929; Стравинская Т., Опыт воздушно-солнечной площадки при консультации для грудных детей, Ж. по изуч. ран. детск. возр.,т.III,№ 6, 1925; Чубов П., Санитарное просвещение в связи с диспансеризацией в Северо-западной области, Бюлл. НКЗдр., 1927, № 13; Labeaume G., Hygiene sociale des enfants du premier age, these, P., 1924 (лит.); Tu-gendreich &., Die Mutter- und Sauglingsfiirsorge, Stuttgart, 1919; он же, Die Kleinkinderfursorge, Stuttgart, 1919. Консультация по половой гигиене.—Г у р в и ч Л., О работе консультаций по оздоровлению быта, Вестн. совр. мед., 1929, №10;ГурвичБ.иЗалуцкий О., Опыт консультации по половой гигиене (Психо- логические и неврологические исследования, под ред. Л. Розенштейна, М., 1928); Schemann L., Ehe-beratung, Шге Einrichtung, Betrieb und Bedeutung f. die biologische Erwachsenen-Beratung, В., 1928.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "КОНСУЛЬТАЦИЯ" в других словарях:

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ — (лат. consultatio, от consultare советоваться, рассуждать). Совещание; главным образом, означает одновременное пользование больного несколькими врачами, помогающими и советующими друг другу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • консультация — См …   Словарь синонимов

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ — КОНСУЛЬТАЦИЯ, консультации, жен. (лат. consultatio совещание) (спец.). 1. Обсуждение какого нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов. Врачебная консультация. Пойти на консультацию с юристом. Устроить консультацию. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ — (от латинского consultatio совещание), 1) совет, даваемый специалистом. 2) Один из видов учебных занятий дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. 3) Совещание специалистов по какому либо вопросу. 4) Учреждение,… …   Современная энциклопедия

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ — (от лат. consultatio совещание) 1) совет, даваемый специалистом.2) Один из видов учебных занятий дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета.3) Совещание специалистов по какому либо вопросу.4) Учреждение, оказывающее помощь… …   Большой Энциклопедический словарь

  • консультация — и, ж. consultation f. , <лат. consultatio. 1. Совещание врачей по медицинским вопросам. Сл. 18. Каждый < доктор> стали подозревать своих конфреров в неоткровенности; и чуть было не перессорились между собою по этому случаю; но скоро… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Консультация — (от латинского  consultatio совещание), 1) совет, даваемый специалистом. 2) Один из видов учебных занятий дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. 3) Совещание специалистов по какому либо вопросу. 4) Учреждение,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Консультация — (лат.) совещание, особенно с врачом, адвокатом. О К.присяжных поверенных и их помощников. Консультация, при министерствеюстиции учрежденная, образована в 1802 г., по мысли министра юстицииДержавина, из сенатских оберпрокуроров. В настоящее время… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ — КОНСУЛЬТАЦИЯ, и, жен. 1. Совещание специалистов по какому н. делу, вопросу. Созвать консультацию юристов. 2. Совет, даваемый специалистом. Получить консультацию. 3. Учреждение, дающее такие советы. Юридическая к. Женская к. (лечебно… …   Толковый словарь Ожегова

  • Консультация — является одной из форм учебных занятий, которая обеспечивает помощь слушателям в самостоятельном освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят как индивидуальный, так и групповой характер …   Официальная терминология

Книги

Другие книги по запросу «КОНСУЛЬТАЦИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.